The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета

Образовательный ресурс профессора      Петра Всеволодовича Яньшина 

 

Психология и психосемантика  ЦВЕТА  Психология     Психосемантика      Цвета         Психосемантика

Часто задаваемые вопросы

 

Часто задаваемые вопросы по психологии Цвета

English version of page

На главную страницу

Автор 

Список моих научных трудов по Цвету

FAQ
Психосемантика Цвета
Определения Цвета
Психосемантика
Цветовое зрение
Эволюция цветового зрения
В чем ошибался Ньютон?
Библиография

Архив сайта

Гостевая книга

Дружественные сайты

 

 

  Rambler's Top100


 

 

На этой странице помещены тезисы и определения, защищенные в докторской диссертации автора на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова 7-го июня 2001 г. Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук.(Текст доклада)

Последнее обновление страницы 14.08.09

Выводы диссертационного исследования

Теоретические выводы диссертационного исследования:

1. Цвет, как совокупность всех оттенков, представляет собой специфическую семиотическую структуру, изоморфную структуре физиологических и эмоциональных реакций и наиболее общим системным качествам действительности, раскрывающихся субъекту в структуре его деятельностей. 

2. Осознанное переживание правомерно рассматривать как функциональный орган восприятия эмоциональных значений цветов.

3. В качестве категориальных структур, определяющих семантическую неоднородность цветов, выступают механизмы автономной регуляции вегетативного тонуса, притока внешней и внутренней стимуляции, регуляции эмоционального состояния, категориальные структуры, репрезентирующие субъекту Я-концепцию личности (См. рисунок). Перечисленные уровни регуляции поведения правомерно рассматривать в качестве контекстов интерпретации цветового значения.

4. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в структуре деятельностей субъекта. В контексте конкретной деятельности цвет предстает как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. "Цветность", будучи задействована определенным образом независимо от "предметности", несет в себе не эту предметность, а некое эмоциональное начало, которое в определенных этнокультурных ситуациях соотносимо с жизненно важными признаками широкого круга предметов, актуализирующихся в структуре деятельностей субъекта. 

5. Кроме метафорического приписывания (напр., "синий чулок") и экспрессивного приписывания (создания колорита рисунка или "цветового портрета" при гетерооценке) существует эффект перцептивного приписывания цветов воспринимаемому образу, связанный с психологическим и физиологическим состоянием и настроением субъекта - как неосознаваемая визуализация настроения в форме характерного искажения колорита воспринимаемого образа. 

6. Существуют устойчивые стилевые особенности цветового восприятия, связанные с устойчивыми психологическими характеристиками субъекта. Люди с разной структурой личности и в разном эмоциональном состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете, или как бы через разные цветные фильтры, "обрезающие" различные участки видимого спектра. 

7. Воздействие цвета и перцептивное приписывание цвета образу соотносятся с одним и тем же эмоциональным состоянием для определенного цвета. Эти неосознаваемые закономерности проецируются в развитые структуры вербальных значений, что зафиксировано в устойчивых речевых оборотах ("мрачное настроение", "радужное настроение" и т.п.). (См. рисунок)

8. Цвета в представлениях являются формой проявления эмоций, что аналогично феномену перцептивного приписывания цвета во внутреннем поле сознания. Восприятие цвета и его представление опосредовано перцептивными эталонами, которые модально неспецифичны, либо в своей структуре содержат эмоциональный компонент, достаточный для опознания цвета. Эмоцию правомерно рассматривать как порождающий фактор для цветов-представлений. 

9. Человек внутренне определенным образом ориентирован к цветам. Это в первую очередь эмоциональная (оценочная) ориентация, тесно связанная с физиологическим и психологическим состоянием и самооценкой субъекта. Нарушение этой ориентации прямо соответствует нарушению психологической адаптации. 

10. Видимые вовне цвета изменяют психологическое состояние человека аналогично тому, как под влиянием психологического состояния изменяется колорит нашей картины мира. То, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов (колорита). В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет (его перцептивная форма) является символом собственного воздействия на субъекта.

11. Коннотативные корреляты цветового ощущения обладают константностью в исторической перспективе и играют важную роль в процессе отображении в субъективном образе целостной картины мира. 

12. Синестезия - это не только универсальный оператор взаимотрансформаций "материала" модальностей, но и "слепок" наиболее обобщенных системных связей объективного мира в той форме, в которой они раскрываются в отношении к целостному субъекту в структуре его деятельностей. Синестезии опосредствуют трансляцию цветового значения в контексты различных перцептивных модальностей. Они же опосредствуют проекцию цветового значения в плоскости развитых вербальных категориальных структур, что и определяет "вертикальную" структуру цветового значения.

 

Прикладные выводы исследования:

13. Связь предпочтения-отвержения цвета со светлотной (яркостной) характеристикой следует рассматривать независимо от ее связи с тоновой характеристикой. 

14. Субъект неосознанно использует цвета как средство оптимизации процессов эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. При необходимости поддержать активное состояние предпочитаются теплые цвета, если нужно снизить напряжение - холодные. Аналогично действуют неосознаваемые регуляторные механизмы, компенсаторно изменяющие пороги чувствительности к соответствующим оттенкам цвета. 

15. Знак связи между предпочтением цвета и порогами чувствительности к нему противоположен для холодной (особенно синего) и теплой области спектра. Наиболее тесно с чувствительностью к цветам (общее снижение порогов) связано предпочтение красного и желтого цветов. В противоположность красному и желтому, предпочтение синего цвета преимущественно связано с понижением чувствительности к цветам (повышение порогов), в том числе и к синему цвету. 

16. Синий (голубой) цвет стоит особняком от остальных хроматических цветов: чувствительность к нему может повышаться при понижении чувствительности к остальным цветам. Это наблюдается при пониженном настроении, расслаблении и пассивности, а не активированности, напряженности и готовности к действию, что характерно для чувствительности к остальным цветам. 

17. Существует поляризация эмоциональных оценок (предпочтение - отвержение) в отношение теплого и холодного полюсов спектра; эта поляризация амбивалентна. (См. рисунок). Этот феномен наиболее заметен, когда цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями, оцениваются как неприятные, и наоборот. Амбивалентность отношения к холодным и теплым цветам может быть объяснена разницей между объектной или субъектной установками наблюдателя. Эти установки характерны для сознательного уровня цветовой семантики, зависящей от психологического контекста восприятия и оценки цвета. К субъектному контексту относятся эмоции в самом широком смысле слова, связанные с физическими "организменными" ощущениями, физическим состоянием и "прагматическим", утилитарным отношением к цвету. К объектному контексту относятся более интеллектуализированные оценочные характеристики, субъективно соотносимые с вовне воспринимаемыми объектами, например, - эстетические и интеллектуальные чувства. В субъектном контексте позитивно оцениваются цвета теплой области спектра, в объектной - холодной.

18. Эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более ярким и красочным, с преобладанием теплых тонов, с примесью красного или зеленого, более чувствительны к желтому, зеленому и фиолетовому, склонны "игнорировать" синие оттенки. Тревожные интроверты, напротив, видят мир менее ярким и красочным, с преобладанием синего. Те, кто расслаблен, пассивен, нечувствителен к средовым влияниям, испытывает упадок сил и / или депрессию, либо отличаются конкретностью и затрудненностью, инактивностью мышления, - более чувствительны к синему и голубому цветам, и наоборот.

19. Эмоциональные значения цветов при цветовой атрибуции сходны с эффектом перцептивного приписывания. Атрибутируя цвет другому человеку, испытуемые фактически характеризуют собственное эмоциональное состояние, связанное с представлением об этом человеке. Теплые тона, а также зеленый визуализируют позитивное отношение. Синий, ахроматические цвета и коричневый - негативное.

20. Цвето-социометрический тест является валидным и надежным методом измерения эмоционального состояния группы, исследования межличностных отношений и индивидуальных особенностей членов группы в возрастном диапазоне от 6 до 17 лет.

На начало страницы


 

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


На главную | Архив | Автор

Hosted by uCoz