The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета

Образовательный ресурс профессора      Петра Всеволодовича Яньшина 

 

Психология и психосемантика  ЦВЕТА  Психология     Психосемантика      Цвета         Психосемантика

Часто задаваемые вопросы

 

Часто задаваемые вопросы по психологии Цвета

English version of page

На главную страницу

Автор 

Список моих научных трудов по Цвету

FAQ
Психосемантика Цвета
Определения Цвета
Психосемантика
Цветовое зрение
Эволюция цветового зрения
В чем ошибался Ньютон?
Библиография

Архив сайта

Гостевая книга

Дружественные сайты

 

 

  Rambler's Top100


 

 

На этой странице помещены тезисы и определения, защищенные в докторской диссертации автора на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова 7-го июня 2001 г. Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук.(Текст доклада)

Последнее обновление страницы 14.08.09

Психосемантика Цвета 

Психосемантика Цвета имеет много аспектов (См рисунок).

Психология - это наука о душе. Семантика - наука о значениях. В русском языке слово "цвет" имеет двоякий смысл: (1) совокупность всех видимых оттенков и (2) конкретный оттенок. Если совместить термины "психология", "семантика" и "Цвет", то получится наука, изучающая душевное значение отдельных оттенков цвета и Цвета как целого. 

Основная проблема психосемантики Цвета распадается на два тесно связанных теоретических аспекта: (1) вопрос о роли восприятия Цвета для человека (онтология и прагматика) и (2) исследование структуры конкретных цветовых значений (семантика и семиотика Цвета). В качестве синонимов к психосемантике Цвета можно указать на сциентонимы "Психология цвета", "Цветопсихология".

Отправным в психосемантике Цвета, в моем понимании, является тезис о существовании у цветов естественных (натуральных) значений, природа которых представляется во многом загадочной, а источники находятся вне культурно-исторического поля. Это онтологическое допущение - первое из двух.

Мысль о существовании особых значений цветов не принадлежит психологам. В той или иной форме эта мысль встречается в древне-индийских, алхимических, мистических, религиозных текстах; она воплощена в ритуальной практике всех религий и связанном с ней прикладном искусстве (иконы, орнамент, символическое письмо); проявилась в многочисленных схемах цветового символизма в практике традиционной восточной медицины, магии, астрологии и т.п. 

Начало научной рефлексии феномена цветового значения Нового времени можно отнести к трактату Гёте о Цвете и в его тезисе о "чувственно-нравственном действии цвета".

Это утверждение противоречит мнению физиков и природе Цвета. Если цвета наделены значениями, т.е. несут некое психологическое содержание, их изучение требует выхода за пределы строго механистического каузального подхода, сформулированного в классической физике (И.Ньютон и его последователи). Главная методологическая предпосылка развиваемого мной подхода состоит в том, что наличие и специфика цветовой семантики отражает бытие человека в мире, контакт субъекта с миром, и обеспечивает адекватное отражение объективной реальности на различных уровнях репрезентации субъекту образа этой реальности. Но в настоящее время Цвет принято рассматривать не как свойство вещей, а как субъективное ощущение. Это требует ввести второе онтологическое допущение о существовании Цвета не только в форме субъективных ощущений и образов, но и как объективного аспекта реальности, предметного свойства объектов. В психосемантике цвета Цвет последовательно рассматривается как один из атрибутов объективной действительности (Гегель, 1977; Гёте, 1920; Schechtel, 1943; Рубинштейн, 1973, Свасьян, 1983), несводимый к характеристикам субъективного ощущения. Вместе с тем Цвет рассматривается не в аспекте закономерностей цветоразличения, как это принято в психофизиологии или колориметрии (Стивенс, 1960; Ивенс, 1964; Пэдхем, Сондерс, 1978; Соколов, Измайлов, 1984; Шашлов, 1986 и др.), а в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как физиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки, морально-этические категории, т.е. так, как он столетиями рассматривался художниками. 

Цвет является естественным знаком, или символом, поскольку обозначаемое и обозначающее в нем неразрывно слиты, что не противоречит возможности его интерпретации. К подобной семиотической ситуации всецело приложим тезис академика В.Ф. Петренко: образ является "перцептивным высказыванием" о мире (Петренко, 1976). Главная особенность подобного рода знаков - слитность плана выражения (формы) и плана содержания. Последняя особенность характерна для образа, "эйдоса", в терминологии А.Ф.Лосева (Лосев, 1990). В отличие о дискурсивного понятия, для которого обратно соотношение между объемом (множеством объектов, подпадающих под категорию) и содержанием (структурой классифицирующих признаков категории), для эйдоса оно прямое: объем и содержание слиты в одно "смысловое изваяние". Это значит, что "элементами" объема цветового значения являются "элементы" его содержания. Следовательно, категориальные структуры, классифицирующие цвета, сами же и являются "означаемым" цветового образа. Другими словами, весь спектр реакций на цвет: физиологических, эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных и т.п., при условии их константности, и представляет собой искомое содержание цветового значения. Следовательно, под естественным значением цветов следует понимать любую феноменологию, связанную с восприятием, воздействием или использованием цветов при условии ее (феноменологии) устойчивости. 

Таким образом, можно сформулировать следующее, пока еще предварительное, утверждение: существует психологическая (семантическая) структура цветового образа, сформированная различными типами значений, категориальными структурами, "классифицирующими" цвета на разных уровнях их взаимодействия с целостным субъектом, и устойчивыми правилами трансляции этой классификации в категориальные структуры развитых систем значений, в том числе словесных. Выяснить количество этих уровней, их особенности и правила порождения - специальная задача психосемантики цвета.

Как и когда возникли цветовые значения? Это - загадка "за семью печатями". Мы исходим из того, что значения Цвета не изобретены людьми. Они не столько создаются, сколько "преломляются", проявляются, "интерпретируются" общественно-исторической практикой. Это может означать следующее: рассматриваемый как семантический феномен, Цвет предполагает некую специфическую категориальную систему (в отличие от тех, которые изобретены человеком) и, следовательно, некий специфический тип значения, ее образующий, и особые "правила порождения". Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно - биологические, объективные)  корни. Уже поэтому он отличен от предметных значений, тесно связанных с речью. Один важный признак этой семантической системы - это целостный организм. Второй - несколько расплывчато определяется как "эмоциональность" в самом широком смысле этого слова. Третий - "органичность" или экологичность: цветовое значение должно представлять некие важные признаки естественных (природогенных) объектов или условий жизнедеятельности. Четвертый признак - "вплетенность" этого значения в чувственную ткань психического образа, т.е. непосредственная данность субъекту. Еще одно кардинальное отличие от предметной парадигмы значений состоит в том, что если предметные значения опосредствуют человеческую деятельность, преобразующую внешнюю ("объективную") реальность, то Цвет сам воздействует на человека и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве субъекта, обладающего чем-то напоминающим волю. Цвета сами являются естественным средством классификации объектов, явлений и событий. Это, в частности, выразилось в символической функции цветов, существующей с древности и до наших дней (Тернер, 1983).

Таким образом, обращаясь к исследованию цветового значения, мы обращаемся к феноменологии, остававшейся на периферии предметного поля отечественной психологии, разрабатывавшей главным образом проблемы предметного значения, моделью которого со времен исследований Л.С. Выготского служило словесное значение.
Указанный тип значения мы обозначили термином "естественное (натуральное) значение" с целью отличить его от развитых форм, в том числе от словесного значения. Это сделано по аналогии с предложенным И.П. Павловым разделением первой (безусловно-рефлекторной) и второй (условно-рефлекторной) сигнальной систем, или, что ближе к развиваемому нами психологическому контексту, - с введенной Л.С.Выготским классификацией психических функций на "натуральные" (природные) и высшие психические функции. Предполагается, таким образом, что природа естественных значений так или иначе соотносима с природой безусловно-рефлекторных реакций либо естественных психических функций, среди которых имеются и "естественные языки", опосредствующие общение между животными, и естественные знаки, определяющие существование инстинктивных форм поведения ("безусловные раздражители", релизерные, триггерные признаки среды или ситуации) (Лоренц, 1994, Хайнд, 1975, Тинберген, 1993). 

Это определяет и стратегию построения исследования цветовой семантики: объектом изучения психосемантики цвета выступают устойчивые семантические проекции цвета в различные категориальные контексты. В импрессивном аспекте в качестве таковых выступают следующие феномены:

  1. связь цвета с разными перцептивными модальностями: вкусом, цветом, тактильными ощущениями, восприятием пространства и движения; 

  2. индукция цветом характерного психического состояния;

  3. влияние психического (эмоционального) состояния на характерное изменение колорита воспринимаемого образа;

  4. связь восприятия цвета с устойчивыми особенностями личности.

Экспрессивный аспект - использование цветов как средств выражения отношения и самоотношения, т.е. как отображения, "визуализации", эмоций в сознании

Отдельным аспектом анализа является исследование закономерностей предпочтения цветов в зависимости от психичесого состояния и психологических особенностей человека - как одного из кардинальных феноменов взаимодействия человека с Цветом.

Теоретическая гипотеза экспериментальной психосемантики Цвета состоит в том, что между цветовым ощущением и эмоциональным тоном существуют "двусторонние" взаимосвязи, то есть между ними возможны не только взаимный перевод содержания, определяющийся как "трансляция" (Артемьева, 1980), но и взаимопорождения (трансформации). Феноменологически это должно соответствовать порождению цветов из соответствующих эмоций, либо специфической окраске, изменению колорита образа при переживании определенного состояния (или иначе, - соответствию колорита образа "окраске" переживания).

Предполагается, что синестезия, или эмоционально-перцептивные универсалии (Е.Ю.Артемьева), эмоционально-перцептивные эталоны (Корж, Ребеко, Сафуанова) опосредствуют трансляцию цветового значения в контексты различных перцептивных модальностей. Они же опосредствуют проекцию цветового значения в плоскости развитых вербальных категориальных структур, что и определяет "вертикальную" структуру цветового значения. 



[1] Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – понятие, разум) – учение о бытии.

На начало страницы


 

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


На главную | Архив | Автор

Hosted by uCoz