The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Универсальный метод изучения школьной адаптации

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Опубликовано: Универсальный метод изучения школьной адаптации // Методы психологии. Ежегодник российского психологического общества. Ростов-на-дону, 1997. Т.3. Вып.1. С. 297-299.

                    ЯНЬШИН П.В. (СамГПУ, г.Самара)

 

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

 

     В настоящее время внимание разработчиков обучающих программ  сосредоточено на организации технологий обучения и усвоения знаний,  хотя авторы,  как правило,  эксплуатируют тезис о гуманизации  образования.

Этот  тезис  декларативен,  пока концепция образования не имеет четких критериев контроля эмоциональной конфортности для учеников  обстановки усвоения знаний.

     Цвето-социометрический (ЦСМ) тест основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с образцами восьмицветового  теста  М.Люшера,  и  является  логическим завершением

идеи, заложенной А.Эткиндом в его "Цветовой тест  отношений"  (Эткинд,1987). В основе процедуры измерения лежит методический прием косвенного семантического шкалирования посредством  взаимной  цветовой  оценки

учеников,  причем  учитель тоже выступает как субъект и объект эмоциональной оценки.

     Цветовые оценки преобразуются в равностороннюю  матрицу  ранговых оценок (от 1 до 8 балла в клетке),  характеризующую имплицитную структуру эмоциональных предпочтений учениками и учителем друг друга. Сред-

ние для каждого ученика по столбцам и строкам этой матрицы дают представление о статусе  по  предпочтению  (привлекательность  ученика  для класса) и привлекательности класса для данного ученика. Диагональ мат-

рицы - данные самооценки. Корреляционный анализ взаимных оценок с последующей кластеризацией предоставляет характеристики эмоциональной референтности, эмоциональной "включенности" в группу,  конформности  или

эмоциональной отгороженности", а также общей согласованности оценок. В сочетании с богатыми диагностическими возможностями теста Люшера  ЦСМ позволяет  получить  полноценную  картину эмоционального климата

класса и изучать влияние на нее личностных  и  стилевых  характеристик учителя.  Достаточно  легко  определяются "группировки" и дети,  плохо адаптированные в учебный коллектив.  Если с  классом  работает  группа

учителей,  мы  имеем  характеристики их слаженности и широкий перечень рейтинговых показателей,  сопоставимых с таковыми у учеников. По отношению к учителям,  классу, школе и отдельным предметам можно точно оп-

ределить отношение детей к учебному процессу.

     Уникальным качеством  метода является нечувствительность к различиям в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые результаты на разных возрастных группах,  начиная со старших групп детского сада.

Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический прием защищает результаты от фальсификации.

     Проведенные к настоящему моменту исследования валидности ЦСМ выявили высокую корреляцию рейтинга эмоционального предпочтения с  социометрическим статусом,  а  также значимые различия между обследованными

классами по ряду параметров эмоционального благополучия: суммарной самооценке, эмоциональной   напряженности,  гомогенности  эмоционального предпочтения, геторооценке,  что позволяет использовать тест для мониторинга. В качестве исследовательского инструмента ЦСМ  позволил  выявить характерную динамику этих параметров.  Например,  рост самооценки учеников от первого к третьему классу, что соотносится с одновременным уменьшением эмоциональной напряженности, и резкое падением и рост напряженности в  пятом классе.  Получены также интересные данные по взаимовлиянию ряда личностных характеристик учителя и эмоционального  состояния класса,  а также выделен особый коммуникативный параметр: "эмоциональная чуткость" учителя,  коррелирующий с такими параметрами, как конформность  пребывания в классе (по экспертной оценке завуча) и суммарной эмоциональной дисгармоничностью класса.  Удалось выделить "фактор неблагополучия"  класса,  включающий низкую гетерооценку,  потребность в отдыхе,  внутреннюю напряженность,  нечуткость друг к другу  и высокую дисперсию  взаимооценок.  Получены обнадеживающие данные по интерпретации объективных и субъективных коррелятов "цветового портрета" отдельного ученика.

     В целом ЦСМ предоставляет в распоряжение психолога и учителя около двадцати  параметров  эмоционального  состояния класса и контакта с учителем.

 Литература:

Эткинд А.  Цветовой  тест отношений // Общая психодиагностика:  Основы

психодиагностики,  немедицинской психотерапии и психологического  кон-

сультирования / Ред.: А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.,1987. С.221-227.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz