The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Исследование динамики социально-психологических характеристик класса цвето-социометрическим методом

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

 

Опубликовано:  Исследование динамики социально-психологических характеристик класса цвето-социометрическим методом // Педагогический процесс как культурная деятельность. 2-я Международная научно-практическая конференция 5-9 апреля 1999 г. Материалы и тезисы докладов. Самара, 1999. С. 248-249

ЯНЬШИН П.В. (СамГПУ)

ИССЛЕДОАПНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЛАССА ЦВЕТО-СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

 

Класс - это сложно структурированная социально-психологическая среда, формирующая, изменяющая и закрепляющая особенности личности ребенка. В течение десяти лет различные характеристики личности и общения претерпевают изменения.

Цвето-социометрический тест (ЦСМ) основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста  М.Люшера.

К настоящему времени обследовано более 100 классов (более 2500 детей) общеобразовательных школ.

Следующие характеристики коррелировали с возрастом на уровне p < .01. От первого к одиннадцатому классу понижается самооценка, оценка класса, школы и классного руководителя; повышается эмоциональная устойчивость и потребность в автономии учеников. Менее устойчивая закономерность (p < .05) состоит в повышении внутренней напряженности как учеников, так и их классного руководителя.

Теплота отношения учеников друг к другу резко возрастает во втором классе, но потом постепенно уменьшается к 9-му, после чего снова возвращается к уровню первого класса в 11-м.

Самооценка же, напротив, во втором классе самая низкая. К третьему классу она резко улучшается, но в пятом снова резко ухудшается до уровня 2-го класса. После этого, с небольшими колебаниями, самооценка повышается вплоть до 10 - 11-го класса, где она самая высокая.

Психологическая напряженность, примерно среднего уровня в первом классе, снижается до самого низкого уровня в третьем классе.  Заметно увеличиваясь в пятом, она держится на среднем уровне вплоть до 9-го. В десятом классе внутренняя напряженность учеников резко возрастает, а в 11-м несколько снижается, оставаясь все-таки относительно высокой.

Сходство во взаимных оценках возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. После этого согласованность снова монотонно возрастает вплоть до 11-го класса. Можно также говорить о резком повышении в пятом классе потребности в автономии (самый высокий показатель). Пятиклассники также отличаются самой низкой оценкой своего настроения, которое здесь резко ухудшается по сравнению с первыми тремя классами, и только постепенно повышается вплоть до 11-го класса. В пятом классе это сочетается также с заметным снижением оценки лучшего друга и мамы.

В целом, анализ этих и иных закономерностей позволяет сделать вывод, что

*   эмоциональный климат трех классов начальной школы качественно отличен от такового в средних и старших классах. Несмотря на невысокую самооценку, отношения между детьми начальной школы характеризуются большей теплотой, как и более тесными эмоциональными связями с учителем, а их внутреннее состояние - лучшим настроением и благополучием.

*   На уровне пятого класса наблюдается заметный срыв как во взаимоотношениях со сверстниками, так и со взрослыми, который характеризуется не только заметным снижением самооценки, повышением внутренней напряженности и потребности в автономии, снижением настроения, но и отражается на взаимоотношениях со значимыми взрослыми (мама) и друзьями (лучший друг).

Rambler's Top100
Hosted by uCoz