The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета Заключение

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Изложенное в данном учебном пособии представление о цветах базировалось на двух тесно взаимосвязанных онтологических допущениях: 1) о существовании у цветов естественных значений и 2) о Цвете как реально существующем атрибуте (предметном свойстве) объективной реальности. Постулированное И. Ньютоном онтологическое утверждение относительно цвета, принятое в классической физике, будучи некритично воспринято психологией, служит тормозом к принятию цвета в качестве собственно психологического объекта. Парадоксальным образом это связано с тем, что за цветом не признается объективного существования вне воспринимающего его субъекта. Это приводит нас к выводу о непродуктивности механистического подхода, связанного с именем И.Ньютона, как методологической базы исследования естественной семантики Цвета.

Большое внимание проблеме Цвета как семантического феномена уделялось в гуманитарной парадигме, в частности, - в мистической и религиозной традиции, где Цвет рассматривался как объективная форма воплощения в природе законов Божественного творения. В гуманитарной традиции “мир” рассматривается как семантический объект, Цвет в мире и процессе познания мира занимает подобающее ему место, осуществляя функцию символического “раскрытия” законов мироздания воспринимающему субъекту. Наиболее четко гносеологические и онтологические аспекты цветового восприятия в отношении эмоциональных значений цветов были разработаны в естественнонаучных изысканиях И.В.Гёте.

Мы рассматриваем наше исследование как продолжение указанной гуманитарной традиции. Одна из методологических предпосылок психосемантики цвета состоит в том, что наличие и специфика цветового значения отражает бытие человека в мире, контакт субъекта с миром, и обеспечивает адекватное отражение объективной реальности на различных уровнях репрезентации субъекту образа этой реальности. Рассматриваемый как семантический феномен, Цвет предполагает некую специфическую категориальную систему и, следовательно, некий специфический набор значений, ее образующих, особые “правила порождения” значений. Есть основания предполагать, что цветовые значения имеют докультурные (общечеловеческие, возможно, –биологические) корни.

Выявленная связь предпочтения цветов с регуляцией общего эмоционального тонуса и активности, связь с порогами восприятия самих предпочитаемых и отвергаемых цветов (вторая глава) обосновывают гипотезу о взаимообусловленности восприятия цвета и указанных психологических и психофизиологических характеристик. Сопоставление  фактов существования перцептивных стилей и устойчивых типов предпочтения цветов с нашими данными о связи предпочтения цветов с порогами их восприятия  также обосновывает гипотезу о существовании устойчивых стилевых особенностей цветового восприятия, связанных с устойчивыми психологическими характеристиками субъекта.

 Эти гипотезы доказываются в ходе исследования связей восприятия цвета с психологическим состоянием (третья глава). В ходе исследования был выявлен феномен нарушения цветовой константности образа в зависимости от психологического состояния испытуемых, названный нами “феноменом перцептивного приписывания цветов воспринимаемому образу”.

Одним из способов объективации цвета, возникшего в чьем-либо представлении, может служить сопоставление этого представления и соответствующего ему эмоционального состояния с конкретными образцами цвета. В наших экспериментах эта задача методически решается атрибутированием образу значимого другого или себе самому цветов из набора теста М.Люшера параллельно с оценкой объекта по шкалам семантического дифференциала. Результату такой атрибуции мы дали техническое название “цветовой (авто-) потрет”. Экспериментальная гипотеза исследования состояла в том, что семантические закономерности, опосредствующие формирование цветового (авто-) портрета, совпадают с таковыми для эффекта цветового приписывания. Доказательство этой гипотезы подтверждает и теоретическую гипотезу о закономерном порождении цветов во внутреннем плане сознания и в феномене перцептивного приписывания цветов из эмоциональных эталонов. Результаты проведенных экспериментов позволили утверждать, что, как и следует из гипотезы о цветах как о форме представленности в сознании определенных эмоций, цветовой портрет и автопортрет отражают (являются формой выражения) эмоциональное отношения к значимому другому и самому себе, будучи опосредованы относительно устойчивыми эмоциональными значениями конкретных цветов. Из этого следует, что эмоцию правомерно рассматривать как порождающий фактор для цветов-представлений.

Как при цветовой атрибуции, так и при перцептивном приписывании определяющим является контекст, названный нами во второй главе “субъектным”. Согласно этому контексту, теплые цвета обладают положительной эмоциональной коннотацией, а синий – отрицательной. В соответствии с классическими закономерностями, хроматические цвета оцениваются положительно, а ахроматические – отрицательно. Факт, переоценить значимость которого трудно, состоит в том, что имплицитная структура цветового портрета и автопортрета во многом определяется оппонентностью красно-зеленого и сине-желтого цветов, т.е. структурой цветового анализатора. Эта закономерность совпадает с таковой, полученной для эмоционально-перцептивных эталонов О.В.Сафуановой и, на наш взгляд, подтверждает тезис Ч.А.Измайлова и Н.Н.Волкова о соотнесенности структуры эмоциональных реакций со сферической моделью цветоразличения.

Историко-психологическое исследование семантики красно-бело-черной символизации доказывает константность в границах обозримого прошлого связанных с этими цветами коннотативных характеристик. Исследование синестетических отношений цветов, вкусов и запахов показало, что наиболее мощным категоризующим принципом при взаимотрансляции модальностей выступили признаки эмоциональной привлекательности, т.е. коннотативные признаки. Вместе с тем наблюдалась отчетливая чувствительность к признакам, которые с полным правом можно отнести к разряду специфических предметных характеристик отдельных модальностей. Это полностью совпадает с общими  закономерностями построения семантических категорий субъективного образа мира, хорошо известных в психосемантике (В.Ф.Петренко). В свете этого вывода и современных представлений о синестезии как механизме, опосредствующем восприятие на инициальных этапах порождения образа, правомерно сделать следующий теоретический вывод: коннотативные значения как “неперцептивные” корреляты цветового ощущения обладают константностью в исторической перспективе и играют важную роль в процессе отображении в субъективном образе целостной картины мира.

Полученные в ходе экспериментов и обзорных  исследований факты позволяют сформулировать ряд общетеоретических положений и выводов.

В качестве естественного знака конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку. Тогда Цвет предстает как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. К подобным идеям в широком смысле слова правомерно относить физиологические состояния и эмоции, если понимать под “идеей” идеальный прообраз таких отношений. Символическое действие цвета сравнимо с механизмом функционирования аффективного комплекса.

В семантическом аспекте структура цветового значения представляется в виде четырех слоев, или планов, образованных разного вида значениями, соотнесенными с различными контекстами интерпретации цветового значения. Слои располагаются от семантического ядра к “периферии” по мере убывания семантической константности. В наиболее общем виде структура цветового значения представляется следующим образом: 1) физиологическая реакция на цвета; 2) коннотативное значение цвета; 3) эмоциональное значение цвета; 4) внешне-ассоциативное значение цвета. Эти уровни взаимосвязаны, но имеют специфическую природу, организацию, степень осознанности и семантическую константность. Обобщено психологическая структура цвета раскрывается во взаимодействии с человеком на трех основных планах: организма, эмоций и мышления, понимая под последним способность различать объектные характеристики (идеи) цветов (В.Кандинский).

В целом проделанное исследование подтвердило и конкретизировало сделанное в его начале онтологическое допущение о существовании устойчивых цветовых значений, о их внекультурных корнях и гносеологичекой ценности Цвета как формы репрезентации в сознании образа объективного мира.

Конечно, никакие психологические факты сами по себе не могут служить исчерпывающим обоснованием второго онтологического допущения – о существования Цвета в природе, а не только в ощущении. Но такими основаниями не обладает ни одна из имеющихся наук, в том числе и физика. Физик указывает на непсихологические корреляты цветового ощущения; психофизик - на форму соотношений их количественных характеристик с качеством ощущения; психолог подчеркивает степень константности значений этих ощущений и их место в структуре восприятия, психического аппарата и личности человека, искусствовед укажет на изменение отношения к Цвету в эволюции культуры (см.: Шпенглер, 1993). Ни один из этих узких специалистов не видит Цвет в его феноменальной целостности. Поэтому Цвет по-прежнему остается загадкой для всех. Так будет до тех пор, пока не появится концепция, которая позволит преодолеть имеющиеся противоречия между разными точками зрения. Естественно предположить, что феномен Цвета может быть адекватно понят только в научной модели мира, сумевшей органично совместить знания о физических законах “неживой” материи с законами развития жизни, поведения, сознания и культуры. Во всяком случае, нельзя достигнуть понимания Цвета, противопоставляя человеческое восприятие законам физического мира. Полученные результаты, тем не менее, свидетельствуют, что представления, в Новом времени идущие от “Учения о цветах” И.В.Гёте, более корректны с логической и методологической точек зрения и более эвристичны для психологии, чем какие-либо иные.

В термин “существование” в учебном пособии вкладывается вполне определенный психологический смысл. Сказать “Цвет существует” здесь все равно, что сказать “Цвет сообщает”. Это значит, что за Цветом стоит не колебание энергии, а доступное человеческому чувству и осмыслению содержание, сродственное нашему внутреннему миру. Это – итог экспериментов и их психологической интерпретации. Можно сказать и по-другому: цвет имеет смысл, или, более строго с психологической точки зрения, – цвет обладает естественным значением. И значение это не ограничивается рамками научной модели мира, например физической, где цветовой оттенок имеет “значение” определенной длины волны. Это значение-смысл-сообщение адресовано целостному человеку помимо его воли и непосредственно, минуя умозрительные предпосылки и рассудочные модели. Цвет онтологичен психологически, но не только как субъективный феномен, а как часть доступного нашему чувственному восприятию сегмента реальности.

“Чувственно-нравственное” действие цветов, о котором говорил Гёте, подчиняется объективным закономерностям, а сами цвета, как проекция синестетических “перцептивных универсалий”, образуют “карту” системных свойств действительности, раскрывающейся в субъект-объектных отношениях. Цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом, целостным человеком. Гёте утверждал нечто подобное уже 200 лет назад. Современную же психологию еще только ожидает серьезная работа по осмыслению его концепции.

Ни проделанное исследование, ни множество экспериментов, приведенных в обзорных его разделах, не исчерпывают всей сложности и многоаспектности темы цветовой семантики. В этой связи укажем на ряд проблем, ждущих своего решения.

Нерешенным остается вопрос о степени изоморфности эмоциональных и цветовых семантических пространств. В этом отношении может быль эвристичным применение терминологического аппарата симметрии взамен гомологии и изоморфизма. Нерешенным остается вопрос о гносеологической функции цветов и вопрос о соотношении семантики цветов, выявленной в спектрографических и хроматографических исследованиях с психологическими фактами цветовой семантики. Не может считаться до конца решенным вопрос о самой природе цветовых значений. Загадочным представляется выявленный Ф.Бирреном и подтвержденный нами феномен амбивалентной поляризации отношения к теплой и холодной частям спектра в зависимости от субъектной и объектной установки наблюдателя.

К ряду нерешенных проблем следует отнести сам факт восприятия Цвета человеком как представителем биологического вида: каковы преимущества, создаваемые этим свойством? Являются ли они собственно биологическими или в большей степени сказываются на этапе культурного развития? Один из ключевых вопросов психосемантики цвета, при признании конечного количества “фокусных” цветов (Berlin, Kay, 1969; Фрумкина, 1984), состоит в доказательстве существования конечного набора “фокусных” контекстов их символической интерпретации: только при условии существования конечного набора контекстов есть надежда создать исчерпывающий “словарь” потенциальных семантических признаков цветов, актуализирующихся в соответствующих контекстах. Альтернатива состоит в исследовании закономерностей межконтекстуальных переходов при неограниченном множестве контекстов.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz