The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета YnshinMngrph4-1-2

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

4.1.2. Исследование связи цветовых ассоциаций со шкалами СД

Средний ранг использованных для оценки цветов по 22 респондентам, сделавшим в общей сложности 240 оценок, составил 4.475 (Таблица 4.2, столбик “Ранг”). Это значит, что, в среднем, использованные при гетерооценке цвета располагались несколько дальше середины цветового ряда (который, напомним, включает восемь цветов). Несмотря на это, средние величины факторов ОСА располагаются еще в положительной области.

Есть серьезные смысловые расхождения между полученными нами расшифровками коннотативных значений цветов Люшера с таковыми, полученными А.Эткиндом (Таблица 4.1). Это соответствует нашей гипотезе о специфике субъект-субъектного контекста, и подтверждает актуальность проделанного исследования. Расхождения касаются в первую очередь малинового и синего цветов. Для синего оказалась более характерна интровертная составляющая: им оцениваются спокойные и замкнутые подростки (это единственное качество, которое по критерию t – Стьюдента значимо (р<0.05 – 0.01) отличает синий от остальных хроматических цветов. По фактору “Оценка” синий занимает не первую (как у А.Эткинда), а всего лишь пятую позицию (скорее – негативную). Малиновый цвет, в отличие от результатов А.Эткинда, оценивается сугубо положительно по большинству параметров: это обаятельные, справедливые, активные и общительные подростки.

Эти и другие отличия определяются не погрешностями эксперимента, а контекстом гетерооценки, поскольку отражают вполне определенную тенденцию. Эта тенденция – уже описанная выше поляризация цветов по признаку “хороший-плохой” в соответствии с социально-психологическим феноменом “поляризации” восприятия значимого другого и преобладание субъектного контекста. Получается, что, атрибутируя цвет другому человеку, подростки, главным образом, характеризуют собственное эмоциональное состояние, связанное с представлением об этом человеке. Они не относятся к нему, как внешнему “объекту”, не рассматривают его эстетически. Другими словами, они не считают цвет объективной характеристикой оцениваемого человека, что и соответствует субъектной установке восприятия цвета.

Ранжировки по столбцам Таблицы 4.2 дают более обобщенные результаты – по классическим осгудовским факторам. Для фактора “Оценка” эта последовательность выглядит так: зеленый > малиновый > красный > желтый > синий > серый-черный > коричневый. Это, например, означает, что ребенок, получивший оценку зеленым или малиновым цветом, с высокой вероятностью оценивается положительно (воспринимается как обладающий высокими моральными качествами), а получивший оценку черным или коричневым – отрицательно (не обладающий высокими моральными качествами).

Диаграмма 4.2. Величина оценки по фактору “Сила” для цветов теста Люшера.

Пояснение к диаграмме: здесь графически представлена часть столбика “Сила” Таблицы 4.2, относящаяся к характеристикам цветов.

Последовательность для фактора “Сила” выглядит так: красный > зеленый > синий > желтый > малиновый > черный > серый > коричневый. То есть красный, зеленый и синий цвета ассоциируются с сильным проявлением волевых качеств оцениваемого, а черный, серый и коричневый – со слабыми. Последовательность для фактора “Активность”: красный > зеленый > малиновый > желтый > серый > черный > синий > коричневый. Это значит, что с наибольшей активностью (экстравертированностью) у другого подростка ассоциируются красный, зеленый и малиновый, а с пассивностью (интровертированностью) – черный, синий и коричневый. Графически усредненные показатели всех цветов по факторам “Сила” и “Активность” приведены на Диаграммах  4.1, 4.2. и 4.3.


Диаграмма 4.3. Величина оценки по фактору “Активность” для цветов теста Люшера.

Пояснение к диаграмме: здесь графически представлена часть столбика “Активность” Таблицы 4.2, относящаяся к характеристикам цветов.

4.1.2.1. Психологические характеристики хроматических цветов при гетерооценке

Дальнейшая задача исследования состояла в точном выяснении значимости различий между коннотативными значениями исследуемых цветов. Значимость различий определялась по критерию t-Стьюдента.

Попробуем рассмотреть цвета так, как если бы рядом стояли пять человек, и каждый из них характеризовался только одним цветом. Каждый характер имеет свой неповторимый оттенок. Понять этот оттенок можно только в сравнении.

Зеленый, красный, желтый и малиновый персонажи примерно одинаково положительны. ЗЕЛЕНЫЙ – наиболее привлекателен, поскольку, наряду с высокими моральными качествами, открытостью, общительностью, силой он обладает одним очень важным преимуществом –  покладистостью. Это хотя и несколько ослабляет его “силовые” позиции в сравнении, например, с упрямым красным, но делает безусловным фаворитом. В свою очередь, “конек” КРАСНОГО – это упрямство и напористость при высоких моральных качествах: он “хороший” и “сильный”. Хотя упрямство не очень приветствуется, оно не портит его “имидж” и дает бесспорное преимущество в противостоянии отрицательным персонажам. ЖЕЛТЫЙ повторяет характеристики красного, но в несколько ослабленном варианте, как бы осуществляя переход к нему от зеленого и малинового. Например, желтый стоит между этими цветами и красным по степени упрямства. Он не такой сильный, как красный, хотя это не столь заметно. Ему немножко не хватает решительности красного и обаяния зеленого или малинового. В обаянии МАЛИНОВЫЙ не уступает зеленому и тоже отличается завидной покладистостью. Вообще, различия между желтым, зеленым и малиновым не столь велики, как могло бы показаться. Просто зеленый нравится несколько больше, чем малиновый, а этот, в свою очередь, – больше, чем желтый. И оба – желтый и малиновый, немного слабее зеленого. Если есть люди, которые нравятся просто потому, что нравятся, - так это малиновый. СИНИЙ цвет стоит от этой четверки несколько особняком. Синий обладает качеством, которого нет ни у одного из хроматических цветов: от замкнут и пассивен. И хотя обладает покладистостью не меньшей, чем зеленый, замкнутость лишает его большей толики обаяния. Особенно его неразговорчивость и замкнутость бросается в глаза в сравнении с малиновым. Желтый же и здесь стоит как бы между ним и остальными хроматическими цветами. Заметим, что синий может нравится почти как красный или желтый (Диаграмма 4.1), но качества замкнутости и пассивность (интровертированность, непонятность) роднят его с ахроматическими цветами и коричневым. Эти характеристики у синего выражены даже несколько сильнее, чем у серого и черного (Диаграмма 4.3). По этим характеристикам он стоит в промежутке между хроматическими и ахроматическими цветами.

Итак, если давать самую обобщенную характеристику цветным персонажам, то зеленый – во всех отношениях положительный, доброжелательный  и надежный тип, его ранг в раскладке первый; красный – сильный, упрямый и решительный, его ранг в раскладке – третий; малиновый – разговорчивый и общительный симпатяга, хотя не так силен и не всегда надежен (четвертый ранг в раскладке); синий  не “слабак”, но застенчивый, тихий,  не всегда удобный в общении, не часто удовлетворяет ожиданиям оценивающего (пятый ранг); желтый – что-то среднее между ними всеми (это скорее способ выразить свое положительное отношение, если нет каких-либо характерных особенностей), он честный и справедливый, его ранг – второй. Все эти персонажи (кроме синего) – эмблемы положительного отношения к оцениваемому человеку, и в этом вполне взаимозаменимы.

4.1.2.2. Психологические характеристики ахроматических цветов при гетерооценке

Обобщенные характеристики этим цветам дать проще, чем хроматическим. Они располагаются компактной группой, и потому имеют почти одинаковые значения. Однако только коричневый попадает в область отрицательных значений по фактору “Оценка”. По факторам “Сила” и “Активность” они все лежат в положительной области, в основном из-за того, что они “упрямые” и “шумные”. По характеристикам отдельных шкал можно судить, что этими цветами оцениваются “непривлекательные”, “слабые”, “лживые”, “несправедливые”, “замкнутые” дети. Их расположение в раскладке по предпочтению говорит о том, что они не только не удовлетворяют эмоциональным ожиданиям респондентов, но фрустрируют их. Безусловный чемпион по всем отрицательным характеристикам - КОРИЧНЕВЫЙ цвет. Он символизирует самое незавидное отношение. В отличие от серого и черного, выглядящих более решительными и сильными, коричневый не способен на активное сопротивление. СЕРЫЙ и ЧЕРНЫЙ же могут даже составить конкуренцию в упрямстве фаворитам – зеленому и малиновому (что, правда, не делает их привлекательнее). Обладая определенной толикой активности и силы, серый и черный по-своему представляют опасность для персонажей хроматической группы (зеленого, желтого и, особенно, - малинового и синего). С этим, вероятно, связано то, что коричневый более предпочтителен по рангу, чем они оба: из всех отрицательных он безопаснее. КОРИЧНЕВЫЙ – изгой, не заслуживающий никакого внимания; это эмблема пренебрежения или презрения. ЧЕРНЫЙ несколько более упрям и одновременно несколько более замкнут, чем серый, и столь же непривлекателен, как коричневый. Можно сказать, что из всех троих он представляет наибольшую потенциальную опасность, с чем связано его самое отдаленное по рангу положение[1]. Он же вызывает наибольшую несогласованность в характеристиках. СЕРЫЙ относительно более привлекателен, чем коричневый и черный, несколько более открыт и менее опасен, чем черный. Его ранг в раскладке – между черным и коричневым, а психологические характеристики наиболее согласованны.

*   *   *

Таким образом, будучи сопоставлены с результатами других исследований, результаты исследования субъективного компонента цветового портрета позволяют сделать выводы:

1.      Цветовой портрет отражает эмоционально-смысловое отношение испытуемых к значимому другому, подчиняясь известному в социальной психологии эффекту эмоциональной поляризации.

2.      Семантика отдельных цветов цветового портрета специфична.

3.      Субъективный аспект гетерооценки связан с субъектным контекстом восприятия цвета, повторяя семантические закономерности, проявившиеся в эффекте перцептивного приписывания цветов. Этим подтверждается главная гипотеза, выдвинутая в начале данной главы.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое цветовой портрет?

2. С какими цветами связано положительное и отрицательное отношение к объекту?

3. Каковы эмоциональные характеристики цветов теста М. Люшера в автопортрете?

4. Чем можно объяснить смысловые расхождения между данными исследования А.Эткинда и результатами приведенных экспериментов?

Литература для самостоятельного изучения:

Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. Санкт-Петербург, “Иматон”, 1995.

Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы: метод взаимного цветового оценивания // “Вопросы психологии”, 2000. №3. С. 128-138.

[1] Интересно, что именно с черным традиционно связывается потенциальность и угроза (“Тамас” сангхьяиков, первоначальный Хаос древних мифологий, “Свинец” алхимиков). По всей вероятности, этот оттенок характеристики черного определен его собственным значением (семантическим ядром цвета).

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz