The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета YnshinMngrph3-2

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

3.2. Пороги чувствительности цветов  и эмоциональное состояние

Приведенные в предыдущем параграфе исследования, как это нетрудно заметить, были проделаны по схеме, по сути своей совпадающей с известной бихевиористской схемой “стимул-реакция”, где в качестве стимула выступал тот или иной цвет, а в качестве реакции фиксировались физиологические изменения в организме и их психологические “корреляты” либо “компоненты”. Однако возможен и противоположный логический ход, состоящий в признании взаимообусловленности процессов восприятия (в широком смысле этого слова) и психологических состояний человека, особенностей его личности. Этот взгляд нашел свое экспериментальное подтверждение в широко опубликованных исследованиях так называемого “Нового взгляда” (New Lооk) в области восприятия (Bruner, 1948, см.: Соколова, 1980; Брунер, 1977). Согласно этим исследованиям, потребностно-мотивационные состояния человека определенно влияют не только на скорость и пороги опознания объекта, но и на качественное содержание воспринятого. Этот подход получил развитие в исследованиях перцептивных стилей, как “устойчивых индивидуальных различий в способах организации и переработки информации и приобретаемого опыта” (Child, 1986. См.: Шкуратова, 1994. С. 3).

О подобном феномене сообщают Г.Фрилинг и К.Ауэр: больной лихорадкой воспринимает оранжевый цвет не таким ярким, как здоровый (Фрилинг, Ауэр, 1973). Больному этот цвет кажется более бледным, и рассматривает он его как бы через желто-красный фильтр. Сотрудница С.В.Кравкова, Л.А.Шварц (Шварц, 1948. См.: Кравков, 1948), обнаружила изменения цветовой чувствительности в зависимости от индуцированного экспериментатором эмоционального состояния испытуемых. При воспоминаниях о приятном улучшалась чувствительность к теплой части спектра и ухудшалась к холодной, и наоборот. В отличие от Л.А.Шварц, подчеркнувшей влияние эмоционального состояния на восприятие цвета, С.В.Кравков настаивал на ведущей роли автономной нервной системы. В ряде экспериментов (См. подробнее: Кравков 1948; 1959; 1951) он наблюдал следующие закономерности: “Если зелено- и сине-ощущающие аппараты глаза повышают возбудимость при повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, то аппарат красно-ощущающий в этом случае делается менее чувствительным. Повышение же тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в обратном направлении изменяет чувствительность цветоощущающих аппаратов нашего зрительного анализатора: красно-ощущающий аппарат оказывается более возбудимым, а зелено- и сине-ощущающие аппараты обнаруживают пониженную чувствительность. <...> Можно предполагать поэтому, что вегетативный сдвиг является одним из путей влияния коры головного мозга на цветовое зрение” (Кравков, 1951. С.136).

Э.Т.Дорофеева (1970) отмечала тесную связь между эмоциональным состоянием и особенностями восприятия цвета, не видя здесь противоречий с закономерностями реагирования вегетативной нервной системы, описанными С.В.Кравковым: при определенной эмоции усиливается эффект раздражителей, действующих в направлении имеющегося состояния, и ослабляется или даже искажается действие раздражителей, не соответствующих этому состоянию. Вслед за Л.А.Шварц Э.Т.Дорофеева предполагала “...повышение чувствительности к красно-желтой части спектра при состояниях положительного оттенка, а при состояниях отрицательного оттенка – к синей”  (Дорофеева. С. 323). Она исследовала 470 больных с различными аффективными нарушениями и 50 здоровых испытуемых, определяя с помощью аномалоскопа разностные пороги к трем основным цветам: красному, зеленому и синему. Главный результат ее исследования представляла “выявленная зависимость между типом сдвига цветочувствительности красного, зеленого и синего порогов между собой и определенным состоянием. Один тип сдвига закономерно менялся на другой при переходе испытуемого из одного состояния в другое” (Дорофеева. С. 324). Другое важное наблюдение состояло в том, что большая степень сдвига у одних и тех же испытуемых наблюдалась не на высоте их болезненного состояния, а в период смягчения или нарастания аффекта. Иными словами, хотя закономерность была выявлена на материале патологии, ее следует рассматривать как признак нормального реагирования. Анализ приведенных Дорофеевой результатов показывает, что там, где чувствительность к красному наибольшая, налицо преобладание стенических (радость, гневливость), а там, где наименьшая – астенических (тоскливость, страх) эмоций. Там, где наибольшая чувствительность к синему, – отрицательный знак эмоций (тоска, душевный дискомфорт), где наименьшая – положительный (радость, благодушие). Интерпретация наибольшей чувствительности к зеленому зависит от цвета, к которому чувствительность минимальна, а низкая чувствительность к зеленому связана с повышением внутреннего напряжения (гневливость, раздражительность, душевный дискомфорт). Наиболее определенно интерпретируется красно-синяя пара. Там, где чувствительность к красному наибольшая, а к синему наименьшая, мы видим “радостное, солнечное настроение”, а там, где соотношение обратное, – “печаль, тоскливость, грусть”.

Исходя из сказанного, правомерно заключить, что эмоциональные состояния определенным образом влияют на процесс восприятия цвета, и эти изменения характерны как для определенных цветов, так и для состояний. Сопоставляя эти факты с существованием устойчивых когнитивных стилей восприятия, правомерно выдвинуть следующую гипотезу: особенности восприятия различных цветов могут быть связаны не только с транзитивными психологическими состояниями (эмоциональный фон настроения, работоспособность, активность и т.п.), но и с более устойчивыми личностными характеристиками, которые определяют привычные диспозиции реагирования и поведения субъекта в целом.

С целью расширить наши представления о выявленных Шварц и Дорофеевой феноменах и подтвердить выдвинутые гипотезы, нами было предпринято исследование, включавшее три серии. Первые две серии состояли в исследовании цветовой чувствительности в связи с характеристиками актуального состояния испытуемых; третья серия – исследование взаимосвязи широты периферических полей цветового зрения с устойчивыми характеристиками личности.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz