The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета 2 Глава

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Феномен предпочтения цветов следует отнести к одному из центральных в области цветовой семантики. Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, и столь же загадочен.

Человек различает цвета не только на основании их оттенков. Цвета бывают яркими или темными, “плотными” или “блеклыми”. В зависимости от этих характеристик цвета могут нравиться  либо не нравиться, что доказывает связь этих характеристик с эмоциональным значением Цвета.

Наличие у цветов собственных значений подразумевает, что не все в конкретном оттенке доступно зрительному ощущению. В цвете есть нечто,  адресованное не только “глазу”, но целостному человеку, что может быть закономерно “интерпретировано” на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и пр. “уровнях”. Термин “уровни” сознательно взят в кавычки по той причине, что, говоря о значении и его интерпретации, мы должны были бы употребить более точный термин: “контекст” взамен традиционного термина “уровень”. Физиологический, эмоциональный, интеллектуальный, морально-этический и др. контексты и позволяют интерпретировать значение конкретных цветов в “терминах” физиологических реакций, эмоциональных состояний,  “идей” или моральных категорий.

Ранжировка цветов по предпочтению – лишь одна из многих экспериментальных моделей по изучению цветовой семантики. Значение цвета здесь может быть выяснено только косвенно, поскольку феноменологически опосредовано некими потребностными отношениями между человеком и Цветом. В отношении исследования контекстов интерпретации эта модель вполне приемлема, поскольку для выявления контекстов достаточно установить наличие факта связи между их содержанием и порядком предпочтения цветов.

2.1. Основные параметры цвета и предпочтение

Тон, насыщенность и светлота (яркость) являются основными психологическими характеристиками, влияющими на цветоразличение. Все известные модели цветоразличения строятся с учетом этих характеристик (Педхем, Сондерс, 1978; Соколов, Измайлов, 1984; Тонквист, 1993; Сивик, 1993; Itten, 1970 и др.). Принято, что цветовому тону (т.е. тому, что соответствует в обыденном языке понятию “цвет”) соответствует длина волны излучаемого источником либо отраженного света. В моделях, не использующих волновую парадигму (цветовых телах Освальда, Мансела и Иттена), цветовому тону соответствует угол главной окружности цветового тела. Насыщенность цветового тона определяется по наличию “разбеленности” или примеси серого в цвете.  Светлота (в случае поверхности) или яркость (в случае источника света) определяется количеством света, попадающего на сетчатку глаза.

2.1.1. Общие закономерности связи
основных характеристик цвета с эмоциями

Начало экспериментальным исследованиям “аффективной ценности” как функции от трех психологических измерений цвета было положено в двух работах Дж.Гилфорда (Guilford, 1934; Guilford, 1939). Было выяснено, что при константном цветовом тоне наблюдается увеличение “аффективной ценности” цвета с увеличением яркости, насыщенности либо того и другого. Вместе с тем зависимость предпочтения цвета от изменения собственно цветового тона значительно отличалась от линейной. На первом месте стояло предпочтение синего над желтым; на втором – предпочтение трех основных цветов: красного, зеленого и синего – тем, которые располагаются в цветовом круге между ними. К аналогичным выводам в результате скрупулезно спланированных репрезентативных экспериментов по субъективному шкалированию цвета  спустя 30 лет пришли Райт и Рэйнуотер (Wright, Rainwater, 1962) и Л.Сивик  (Сивик , 1993).

Результаты Дж.Гилфорда были частично подтверждены Гелиньо (Gelineau, 1981), одним из выводов которой является “фундаментальность взаимосвязи тона и светлоты для предпочтения цвета”.

Иоганнес Иттен  (Itten, 1970), один из последователей Гёте и учитель В. Кандинского, разработавший в начале века оригинальную 12-цветовую модель для художников, также указывал на различное соотношение светлоты и насыщенности для различных тонов. Его наблюдения иллюстрируются следующим примером: насыщенный желтый, каким его представляет себе большинство людей, является значительно более светлым, чем насыщенный синий. Это справедливо, хотя в меньшей степени, и для остальных цветовых пар. “Тот факт, что чистые насыщенные цвета... различаются по яркости, очень важен. Насыщенный естественный синий очень темен; светло-голубые – бледны и тусклы. Красный обладает своей значительной живой мощью, только будучи темным цветом; красный, осветленный до уровня чистого желтого, теряет все излучение” (Там же. С. 41). Еще Гёте предложил оценивать “светимость” различных тонов эквивалентно площадям окрашенных поверхностей, производящих одинаковое по силе эстетическое воздействие. Для первичных цветов эта пропорция ему представлялась так: желтый : красный : синий = 3:6:8. В настоящее время большой популярностью пользуется теория, Б.Берлина, К.Кея и И.Хейдер (Berlin, Kay, 1969), исходящая из существования “фокусных” цветов, связанных со своими наименованиями. На выборке русскоязычных испытуемых сходное исследование было проведено Р.М.Фрумкиной (1984). В исследовании О.Сафуановой, несмотря на неодинаковую степень связи психологических параметров с определенным цветом, доказано наличие характерного их сочетания для каждого из 13 выявленных фокусных цветов[1] (Сафуанова, 1994). Эти исследования можно рассматривать в качестве подтверждения того, что “фокусный” цвет представляет собой гештальтное сочетание тона с характерной светлотой и насыщенностью.

Следуя логике И.Иттена (Itten, 1970), наиболее привлекательными должны быть цвета, в которых естественно сочетаются присущие им качества светлоты и насыщенности, что совпадает с выводом Гелиньо (Gelineau, 1981). Результаты исследования К.О.Гёц и К.Гёц (Gotz, Gotz, 1974) подтвердили это мнение при изучении десяти различных цветов, варьировавшихся в зависимости от насыщенности и светлоты. Красный и желтый оказались при выборе наиболее зависимыми от светлоты и насыщенности, а оранжевый, розовый и серый – наименее. Испытуемыми предпочитались теплые оттенки красного, желтого и синего, и отвергались холодные оттенки красного и зеленоватые желтого. Наименее привлекательными были насыщенный зеленовато-желтый, пронзительный красно-фиолетовый цвет и все оттенки розового. Таким образом, испытуемых не привлекали оттенки цветов, неестественно сочетающие в себе светлоту и тон. Другой важный результат: даже среди оттенков серого цвета (включая белый и черный) не определилось ни одного эмоционально нейтрального.

К этому разделу следует отнести работу Е.В.Ковенниковой  (Кoвенникова, 1982), посвященую выяснению параметров, определяющих “эстетическую значимость” цветов. Вывод автора: чем проще механизм восприятия цвета, тем выше его эстетический эффект; чем больше затрачивается психической энергии при восприятии цвета, тем ниже его эстетическая значимость. Проще воспринимаются хроматические цвета, сложнее – ахроматические. Насыщенный цвет потому и приятен, что имеет одноволновую частоту (единственную длину волны), а эстетически невыразительный цвет представляет собой “смесь лучей электромагнитных волн различной длины”. Увеличение яркости дает положительный эффект, но уже благодаря “белесоватости, что приводит к повышению эстетичности”. “Наибольшая эстетичность цвета одного и того же тона будет при наивысшей интенсивности и такой же яркости” (Там же. С. 10). Нам кажется, что эти выводы требуют уточнения.

Обобщению результатов исследования цветов и цветовых терминов с помощью метода семантического дифференциала посвящено обзорное исследование Адамса и Осгуда (Adams, Osgood, 1973). Кроме собственных результатов, в нем суммируются данные 89 предыдущих исследований по теме “цвет – аффект”. В самом эксперименте Адамса и Осгуда участвовало 24 разноязычных группы от 36 до 40 студентов в каждой.

Названия цветов в результате расположились по факторам “Оценка”, “Сила”, “Активность” следующим образом:

Оценка”: “Цветной”> “синий”> “зеленый”> “белый”> “красный”> 0 > “желтый”> “серый”> “черный”

Сила”: “черный”> “красный”> 0 > “синий”> “зеленый”> “цветной”> “серый”> “белый”> “желтый”

Активность”: “красный”> “цветной”> “желтый”> 0 > “синий”> “белый”> “зеленый”> “серый”> “черный” [2].

Обзорная часть обсуждаемой работы завершается резюме, подытоживающим результаты 37 источников по эмоциональному шкалированию цветов. Эти результаты обобщенно представлены в таблице 2.1.

Т а б л и ц а 2.1.  Коннотативные значения цветов (По обзору Ф.Адамса и Ч.Осгуда)

Цвет

“Оценка”

“Сила”

“Активность”

Белый

хороший

 

 

Серый

плохой

слабый

пассивный

Черный

плохой

сильный

пассивный

Цветной

хороший

 

активный

Красный

 

сильный

активный

Желтый

 

слабый

активный

Зеленый

хороший

 

 

Синий

хороший

 

пассивный

Как видно из таблицы 2.1, коннотативные значения[3] указанных цветов не повторяются. Один из главных выводов Адамса и Осгуда: 89 предыдущих исследований “подкрепляют последнее исследование и, вместе с фактом, что существует очень мало исключений в данных и литературе, приводят к убеждению в существовании сильных универсальных тенденций (trends) в атрибуции аффекта в области цвета” (Adams, Osgood, 1973. С. 135). Вывод авторов из экспериментальной части этого исследования был следующий: из четырех компонентов цвета, подвергшихся исследованию: светлота, тон, насыщенность и цвет/нецвет – в большей степени соотносятся с аффектом светлота и цвет/нецвет (хроматичность-ахроматичность).

Попытаемся, однако, проанализировать эти результаты в свете уже известных результатов. Если взять ахроматическую шкалу: белый-серый-черный, то легко увидеть, что фактор “Оценка” связан со светлотой, как в исследованиях Дж.Гилфорда. На хроматической же шкале приведенная выше последовательность ранжировки цветов по фактору “Оценка” (синий-зеленый-красный-желтый) этому правилу не подчиняется. Зато эта последовательность совпадает с приведенными выше данными Дж.Гилфорда о предпочтении синего перед желтым и о положительной оценке триады основных цветов (красный, зеленый, синий); с данными Левинского (Lewinski, 1938) и с результатами других исследований (Бажин, Эткинд, 1985; Эткинд, 1987; Сивик, 1993).

Это позволяет сделать вывод, что фактор “Оценка” в семантическом дифференциале (что аналогично предпочтению-отвержению цветов) должен раздельно рассматриваться в отношении светло-темного (ахроматического) и тепло-холодного (хроматического) контраста. Ведь, как мы уже выяснили вслед за И.Иттеном, синий цвет, даже очень светлый (голубой), не может быть светлее белого, а желтый цвет не может быть одинаковой светлоты с красным и темнее зеленого (иначе он станет коричневым). Это совпадает с принятыми моделями цветоразличения, где еще Э.Герингом была предложена черно-белая оппонентная система (это сохранено в системе NCS), а в сферической модели принят бело-черный (ахроматический) оппонентный механизм, независимый от двух других (хроматических): сине-желтого и красно-зеленого (Соколов Е.Н., Измайлов, 1984).

Бесспорным можно также считать, что ахроматическая шкала цветов имеет более прямолинейные отношения не только с параметром эмоциональной оценки, но и активации, хотя и параметр цветового тона имеет заметное отношение к возбуждению. О втором свидетельствуют результаты исследования Джерарда (Gerard, 1958) по воздействию цветов, а также данные по исследованию влияния цвета на уровень тревоги (Jacobs, Suess, 1975; Гавриленко, 1993). В этих экспериментах наименее привлекательными были цвета, провоцирующие возбуждение и повышающие уровень тревоги (желтый и красный), а положительно оценивались способствующие успокоению и расслаблению (синий и зеленый). Этот вывод полностью совпадает с результатами исследований, изложенными в параграфе 2.2 [4]. Не исключено, что фиксируемое в большинстве исследований предпочтение синего цвета является артефактом  экспериментальной ситуации, связанной с повышенным нервным напряжением испытуемых. Эту тему мы продолжим в следующем параграфе.

Не следует также забывать, что наличие цветового тона всегда оценивается лучше, чем его отсутствие (Adams, Osgood, 1973). Это свидетельствует о наличии качественно отличного от активации фактора, влияющего на эмоциональную оценку цвета. Другими словами, следует признать, что эмоциональное отношение к цвету является следствием разных психологических факторов и не исчерпывается только обсуждаемыми тремя классическими психологическими характеристиками цветового восприятия.

Нелинейность связи оттеночной составляющей цвета с эмоциональными характеристиками получило подтверждение и в, поистине, грандиозном исследовании, отчет о котором был опубликован Райтом и Рейнуотером (Wright, Rainwater, 1962). В этом исследовании проверялась реакция на 50 образцов цвета, отражающих всю гамму по тону, светлоте и насыщенности. Классификация оттенков проводилась по атласу Мансела. В экспериментах принимало участие 955 мужчин и 2705 женщин среднего и низшего класса из городов Западной Германии. Для шкалирования использовались два набора семантического дифференциала из 24 шкал каждый. При этом каждый из испытуемых оценивал только один из оттенков и только по одному набору шкал. Результаты подвергались факторному анализу. Исходная матрица состояла из 50 цветов x 48 пар прилагательных.

Все три психологических измерения цвета оказались относительно независимы друг от друга в отношении эмоционального воздействия. В отличие от данных Ч.Осгуда (см. выше), который прежде всего получил связь тона с активностью, эти результаты свидетельствовали о том, что, в то время как “...возбуждение может быть линейной функцией от тона, актуальная активность есть функция насыщенности” (Wright, Rainwater, 1962. С. 97). Вместе с тем, в полном соответствии с представлениями Дж.Гилфорда, авторы поддерживают гипотезу о нелинейной связи тона и коннотации, в отличие от светлоты и насыщенности, характеризующихся скорее линейной связью с эмоциями. Были выявлены пять направлений (а не три, как это было ранее у Ч.Осгуда с сотр.), по которым распределяется “психологическое влияние” цвета. Обобщенно авторы исследования назвали компоненты: “счастье”, “усилие-сила” (fоrcefull-strenght)[5], “теплота”, “элегантность”, “успокоение-сила” (calming-strenght). Первая компонента набрала около 80% дисперсии, последняя – около 3%. Первая компонента, главным образом, определялась светлотой, вторая – насыщенностью, третья, четвертая и пятая – сочетанием трех психологических характеристик цвета.

Чтобы выйти из ситуации, осложненной нелинейностью связи между цветами и их эмоциональным значением, достаточно нанести на ту или иную цветовую модель (“цветовое тело”) так называемые “изосемантические кривые”. Если установлено, что различные оттенки (т.е. участки цветового поля) имеют одинаковые эмоциональные значения, они могут быть соединены между собой линиями. Такой подход был реализован в исследовании Л.Сивика (Сивик, 1993). В этом исследовании использовался 71 образец цветов, отражающих систему цветообозначения NCS, которые шкалировались методом семантического дифференциала.

В целом Л.Сивик тоже констатирует, что описание значений и их отношение к цветам часто двусмысленны и неполны, если допускается линейность. Первый фактор, “Возбуждение”, который объясняет 42% дисперсии данных, определялся эмоциональными оттенками “напряженности”, “крикливости”, “бесстыдства”, “активности”, “возбуждения”, “вульгарности” в противоположность “сдержанности”, “успокоению”, “расслаблению”, “скромности” и “воспитанности”. Изосемантический минимум по этому фактору приходился на максимум серого, что цитируемый автор связывает с тем, что понятие “серость” в большинстве языков противоположно возбуждению. Не только все основные цвета, но и белый и черный являются менее “скромными” (т.е. более возбуждающими), чем серый. Таким образом, в наибольшей степени возбуждение связано с параметром насыщенности (т.е. отсутствием в цветовом образце примеси серого цвета), в то время как оттеночный параметр почти не играет роли у образцов с одинаковой насыщенностью. “Красный, оранжевый и желтый не воспринимаются как более возбуждающие, крикливые, активные и т.д., чем зеленые или синие (при сравнимой насыщенности). Этот простой факт, который также был показан в ранних исследованиях, противоречит общим стереотипным понятиям...” (Сивик. С. 112). Вместе с тем, анализируя приведенные в отчете результаты, можно увидеть, что если отсутствием серого можно объяснить около 74% изменчивости, то второе место занимают краснота и зелень (по 37%), затем белизна (26%), которая, в отличие от оттеночных характеристик, вместе с черным и серым не увеличивает, а уменьшает (“гасит”) эффект возбуждения. Эти результаты находятся в полном согласии с наблюдениями И.Иттена о влиянии ахроматических примесей на цвета: серый и белый ослабляют “силу цвета”, черный их “убивает” (Itten, 1970).

Второй фактор, “Оценка”, объясняет 25% дисперсии матрицы и по сути не отличается от классического осгудовского фактора с тем же названием. В основном акцентируется низкий уровень линейности выявленных закономерностей и то, что любой синий оттенок имеет больший шанс оказаться наиболее привлекательным, т.к. именно в синей области находится большая часть положительно оцениваемых цветов. С таким положением мы уже не раз сталкивались в приводимых в обзоре исследованиях. Однако наличие синевы объясняет лишь 20% дисперсии оценочных суждений типа “приятный-неприятный”, тогда как примесь черного – 31%. Сказанное дает полное право сопоставить этот фактор с фактором “Элегантность”[6] в исследовании Райта и Рейнуотера (Wright, Rainwater, 1962). Этот фактор в значительной мере пересекается с предыдущим (они не ортогональны).

Третий фактор, “Сила”, объясняет 10% дисперсии матрицы. Наиболее нагружены по этому фактору шкалы “энергичный-ленивый”, “дорогой-дешевый”, “безопасность-беспокойство” и “мужской-женский”. Линейная связь между фактором и белизной составляет –65, освещенностью –74, а чернотой +58. Это выражается неодинаково в разных областях цветового поля. В желтой области коннотация в большей степени связана с белизной, в красной – с чернотой и белизной, в синей это выражено еще больше, а максимум “силы” находится в области наивысшей степени черноты и насыщенности; в зеленом паттерн зависимостей в главном сходен с таковым же в синем. В общих чертах описанные соотношения напоминают те, что характерны для третьего и шестого фактора в исследовании Райта и Рейнуотера. “В общем, если судить по всем оттенкам, минимальная “сила” располагается где-то на нулевой линии черноты. Максимальная “сила” для красного-синего-зеленого (но не желтого) находится на нулевой линии белизны” (Сивик, 1993. С. 115). Вместе с тем этот фактор зависит и от оттеночных характеристик.

Четвертый фактор, “Температура”, объясняет 7% дисперсии матрицы. Положительный полюс составляют эмоциональные оттенки: “теплый”, “сухой”, “привлекательный”, “лето”, “близко”, отрицательный – “холодный”, “мокрый”, “непривлекательный”, “зима”, “далеко”. В наибольшей степени фактор связан с оттеночной составляющей цвета. Как обычно, самыми теплыми являются желтый и желто-красный участки, а самыми холодными – синий и сине-зеленый. В “теплых” областях этот эффект, с некоторой неравномерностью, связан также с параметром насыщенности: она усиливает ощущение теплоты. В исследовании Райта и Рейнуотера также обнаружился такой фактор.

В исследовании О.В.Сафуановой (1994), в котором семантические связи между цветами устанавливались не на основании корреляции шкальных оценок, а по близости ассоциаций на цвета, тоже была предпринята вполне успешная попытка выделить векторную структуру семантического пространства. Сама процедура установления этих размерностей позволила избежать рассмотрения линейных зависимостей, поскольку здесь использовались процедуры кластеризации на основании сходства ассоциаций на цвета,  алгоритмом максимального контраста признаков и многомерное шкалирование. По первой оси резко контрастировали такие цвета, как пурпурный и красный – с одной стороны, и серый, белый и черный – с другой, т.е. хроматические цвета, близкие к “красной” группе, и ахроматические. Анализ наиболее частотных ассоциаций на цвета той и другой группы позволил интерпретировать первую ось как “Активность воздействия цвета”, где обобщенными ведущими оппозициями являются “активность-пассивность”, “возбуждение-покой”. Группа сине-зеленых цветов располагается ближе к середине этой оси. Это похоже на первый фактор у Сивика.

На крайних полюсах второй оси располагаются фиолетовый и сиреневый – с одной стороны, и оранжевый с коричневым – с другой. Анализ содержания более частотных ассоциаций на эти цвета показал, что данная ось отражает “Эстетическую оценку цвета” с противопоставлением “возвышенных”, “необычных” цветов “прозаичным” и “стандартным”. Красные, сине-зеленые и ахроматические цвета располагаются между ними.

Третью ось можно интерпретировать как “оценку эмоционального состояния”, вызванного цветами с контрастом положительного (хорошее настроение, радость, расслабленность), связанного с зеленым, бирюзовым и желтым, и отрицательного (мрачность, неприятность, уныние), связанного с черным, фиолетовым и бежевым.

Таким образом, семантическое пространство, построенное по данным ассоциативного эксперимента О.В.Сафуановой, образовано осями, отражающими активность воздействия цвета, эстетическую оценку цвета и оценку эмоционального состояния, вызванного цветом.

Итак, по результатам трех исследований (Wright, Rainwater, 1962; Сивик, 1993; Сафуанова, 1994) нетрудно сделать следующий вывод: когда для оценивания предлагается большое количество цветовых образцов, на первый план выдвигается парадоксальный, с точки зрения обыденного сознания, факт, что возбуждающее воздействие цветов преимущественно зависит от параметров насыщенности и светлоты, нежели от соотношений красного и синего, как это было в исследованиях Ч.Осгуда и др., где в оценивании участвовало всего около десятка оттенков. Здесь возникает интересная ассоциация с тем, что в “Иллиаде” и “Одиссее” для передачи эмоционального состояния и образа ситуации и места действия Гомер часто использует не цветовые термины (их набор был скуден), а термин “яркий” (lamptron) (Роу, 1996). Другая ассоциация: “Божественные цвета проявляют более высокие характеристики яркости и света – они пылают подобно расплавленному металлу, они сияют и лучатся, они обладают изменчивыми фазами интенсивности яркости, которая может увеличиваться до степени непереносимости” (Бенц, 1996, с. 83).[7]

Результаты приведенных исследований все же не позволяют сбрасывать со счетов возбуждающее влияние красной части спектра. Два из этих трех исследований иллюстрируют суждение И.Иттена о характерных сочетаниях тона, светлоты и насыщенности для определенных цветов, что отражается в нелинейности связей хроматических и семантических составляющих цветового образа: “зависимость между значением и различными параметрами цвета часто определяется взаимодействием последних” (Сивик, 1993. С. 118).

Исследование О.В.Сафуановой содержит еще ряд важных результатов. Результаты кластер-анализа данных ассоциативного эксперимента свидетельствуют о том, что объединение цветов на семантическом уровне осуществляется, прежде всего, на основе цветового тона (выделяются “желто-красная”, “сине-зеленая” и  “ахроматическая” группы), на основании чего автор делает весьма важный вывод: сенсорно-перцептивное и семантическое пространство обладают разной организацией, однако группировка цветов по тону сохраняется, и именно тон определяет направление семантического оценивания цветов.

Выводы:

1.     Параметры светлоты и насыщенности цветового тона имеют близкую к линейной связь с положительной оценкой цвета и его активирующим воздействием на человека.

2.     Не наблюдается линейной связи между предпочтением цвета и порядком расположения цветового тона в радужном спектре.

3.     Фактор “оценка” в семантическом дифференциале (что аналогично предпочтению-отвержению цветов) должен раздельно рассматриваться в отношении светло-темного (ахроматического) и тепло-холодного (хроматического) контраста.

4.     “Фокусные” цвета представляют собой гештальтное сочетание тона с характерными светлотой и насыщенностью, что повышает их субъективную привлекательность.

5.     Эмоциональное отношение к цвету является следствием разных психологических факторов и не исчерпывается только тремя классическими психологическими характеристиками цветового восприятия.

Вопросы для самопроверки:

1.    Что такое “фокусные” цвета?

2.    Какие психологические характеристики цветовых ощущений Вы знаете?

3.    Как связана привлекательность цвета с физическими характеристиками излучения, в чем состоит ограниченность такого подхода?

4.    Чем объяснял И.Иттен привлекательность основных цветов?

5.    Как связаны коннотативные факторы семантических пространств с параметрами светлоты, насыщенности и цветового тона?

Литература для самостоятельного изучения:

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам //  Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования / Сост. и ред. Ю.М.Лотман и В.М. Петров. М: Мир, 1972. С. 278 – 298.

Сивик Л. Цветовое значение и измерения восприятия цвета: Исследование цветовых образцов // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. М.: Наука, 1993. С. 95-120.

Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.

[1] Основные цветонаименования: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, розовый, пурпурный, фиолетовый, коричневый, белый, серый, черный.

[2]  После отметки “0”положительный полюс факторов меняется на отрицательный.

[3] Определение коннотативного значения см. параграф 1.2.

[4]  Напомним, что на предпочтение цвета (а положительная оценка является признако предпочтения) влияют многие факторы – от актуального состояния и конституционной предрасположенности и до социального и возрастного статуса испытуемых. Это препятствует однозначному соотнесению результатов эмоционального шкалирования цвета со структурой механизмов цветоразличения.

[5]  В русском языке нет адекватного термина для однозначного перевода. Fоrceful может означать “сильный”, “действенный”, “убедительный”, а strength – “сила”, “прочность”, “крепость”. Поэтому словосочетание можно было бы перевести как “сила в действии”, а последнюю компоненту – как “покоящаяся сила”.

[6] Содержание этого фактора будет приведено в следующем параграфе.

[7] В обнаруженном нами эффекте перцептивного приписывания цвета также ведущую роль играет яркостный, а не тоновой параметр цвета. Это сопоставление мы склонны рассматривать в качестве подтверждения правильности наших выводов относительно связи эффекта перцептивного приписывания с импрессивными и символическими функциями цветов (см. Главу 3).

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz