The website "colormind.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психология и психосемантика Цвета YnshinMngrph1-1

На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

 

1 Глава. Методологические основания     психосемантики цвета

 1.1. Обоснование необходимости
 психосемантики цвета

Цвет сообщает образу мира полноту и выразительность. У большинства биологических видов (кроме насекомых), имеющих цветовое зрение, цветовые рецепторы локализованы в центральной области сетчатки, зоне наиболее отчетливого изображения. Прогрессивное усложнение цветового анализатора параллельно развитию ЦНС у биологической линии, завершившейся появлением человека, свидетельствует о важном биологическом значении цветового зрения. С возникновением человеческой культуры роль Цвета только возросла. Краска – это искусственное орудие воссоздания цвета. С истоков культуры человек пытался овладеть способностью Цвета влиять на его душевное состояние и использовать его в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Наиболее ранние способы использования цветов были связаны с их символической функцией – в ритуальной практике (Тернер, 1983; Рогинский, 1982; Заан, 1996). Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности (Birren, 1961; Тернер, 1983; Заан, 1996; Серов, 1990; Бенц, 1996; Миронова, 1993 и др.). Наивысшим достижением в овладении Цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета (Itten,1970; Кандинский, 1990).

К настоящему времени сформировался ряд дисциплин, связанных с изучением цвета. Ведущее место среди них занимают психофизика, физиология восприятия и колориметрия (Ивенс, 1964; Педхем, Сондерс, 1978; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989; Шашлов , 1986). Раздел “Восприятие цвета” входит как составная часть в университетский курс “Психология восприятия” и обычно оформляется как самостоятельный раздел в учебники по когнитивным процессам (Программы дисциплин..., 1991). Цветопсихология как самостоятельная дисциплина или отрасль психологии не зафиксирована ни в одном отечественном словаре или учебнике по психологии.

На наш взгляд, психосемантика цвета в настоящий момент переживает этап своего становления как самостоятельного раздела психологии восприятия Цвета. Рассмотрим необходимые и достаточные условия для вынесения такого заключения.

Необходимость введения курса психосемантики цвета определяется: 1) потребностью обобщения огромного количества исследований, осваивающих предметную область цветовой семантики (Гёте, 1920; Goldstein, 1942; Birren, 1961; Osgood, 1969; Arnheim, 1979; Проблема цвета в психологии, 1993; Психология цвета, 1996; Измайлов, 1995; Сафуанова, 1994 и мн. др.) на осно­вании психосемантического подхода к восприятию (Петренко, 1975, 1978, 1983; Артемьева, 1980, 1999; Шмелев, 1983), позволяющего свести воедино феномены восприятия и представления цвета, факты его воздействия на эмоциональное и физиологическое состояние, закономерности цветовых ассоциаций и цветовой атрибуции; 2) большим количеством фактов и закономерностей, полученных эмпирическим способом многими поколениями художников (Гёте, 1920; Штейнер, 1921; Кан­дин­ский, 1990; Эйзенштейн, 1996; Устинов, 1984; Бенц, 1996; Роу, 1996; Itten, 1970, DHerbois, 1979 и мн. др.), лежащих вне границ предметных областей биологии, физиологии, психофизики, психо­физиологии и колориметрии, но непосредственно отно­сящихся к психологии восприятия цвета; 3) существованием связей между параметрами цветового стимула и психологическим и физиологическим состоянием человека (Goldstein, 1942; Guilford, 1934, 1939; Gerard, 1958; Birren, 1961; Дорофеева, 1970 и др.); 4) наличием устойчивых семантических характеристик цветов (Lewinski, 1938; Birren, 1961; Wright, Rainwater, 1962; Osgood, 1969; Adams, Osgood, 1973; Измайлов, Волков, 1983; Измайлов, 1995; Эткинд, 1987; Сивик, 1993; Сафуанова, 1994; и др); 5) практической потребностью, ощущаемой в таких прикладных областях психологии как психология рекламы, психология искусства, цветотерапия (Бэббит, 1996; Birren, 1961; Spiegel, Spiegel, 1971; Holmes, at all., 1983; Babey-Brooke, Amber, 1979; Вайс, Шавелли, 1997 и др.); 6) перспективностью цвета как материала для создания психодиагностического инструментария (Luscher, 1969, 1993, 1996; Дорофеева, 1970; Веккер, 1981; Аминев, 1982; Филимоненко и соавт., 1982; Бажин, Эткинд, 1985; Тимофеев, Филимоненко, 1995).

Психологическое объяснение перечисленных фактов требует не столько знания механизмов цветоразличения, сколько соотнесения их с психологическими реалиями, описываемыми такими понятиями, как “образ”, “значение”, “эмоция”, “мотивация”. Нетрудно заметить, что принятое в физике, психофизиологии и психофизике сенсорных процессов определение цвета никак не соотносится с перечисленными понятиями. В психофизике сенсорных процессов предметом изучения являются соотношения между физическими параметрами стимуляции и характером цветовых ощущений (Стивенс, 1960). В физиологии сенсорных процессов – механизмы и законы цветоразличения (Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). То же и в колориметрии (Ивенс, 1964; Шашлов, 1986).  Таким образом, несмотря на то, что цвет является объектом изучения в ряде разделов общей психологии и смежных дисциплин, фактически, сам он не стал предметом исследования ни в одной из них. Сказанное означает, что Цвет в настоящее время не является психологическим понятием! На наш взгляд, это приводит к тому, что за рамками психологического рассмотрения остается вся предметная область, очерчивающая феномены, связанные с собственно восприятием цвета:  его воздействием на человеческое состояние и эмоции, его связь со значениями, та роль, которую он играет в динамике человеческих потребностей и образе мира, роль цвета в дизайне, рекламе, живописи и медицине. И это несмотря на то, что все феномены представляют собой  психические реалии.

Необходимым стимулом к развитию психосемантики Цвета служит методологическая ограниченность имеющихся в данный момент дисциплин (ограничение их предметных областей, теоретического и методического инструментария) не позволяющая ассимилировать (объяснить) появляющиеся и уже известные факты, связанные с восприятием цвета и его воздействием на человека. Примером здесь может служить факт существования закономерных связей между параметрами цветового стимула и эмоциональным и физиологическим состоянием человека (Goldstein, 1942; Guilford, 1934; 1939; Gerard, 1958). В современных учебниках по восприятию не принято рассматривать такого рода закономерности. Это же справедливо и в отношении другого, тесно связанного с перечисленными, феномена: наличия устойчивых семантических характеристик различных цветов (Lewinski, 1938; Osgood, 1969; Устинов, 1984; Сафуанова, 1994; Измайлов: 1995). Результат подобной научной ограниченности ярче всего проявляется, когда речь заходит о проблемах изобразительного искусства. Фактически современная научная теория цвета, как она предстает со страниц академических журналов и учебников психологии, не знает того Цвета, с которым на протяжении столетий работают художники.

К достаточным условиям для оформления психосемантики цвета как самостоятельной научной дисциплины следует отнести и перечисленные выше факты: 1) большое количество исследований и исследователей, осваивающих эту новую предметную область; 2) большое количество фактов и закономерностей, лежащих вне границ предметных областей психофизики, психофизиологии цветового зрения и колориметрии, но непосредственно относящихся к восприятию Цвета; 3) насущная потребность в обобщении этих данных и непротиворечивом объединении их со знаниями, полученными “ненаучным” эмпирическим способом многими поколениями художников и отрефлексированными в современном искусствоведении; 4) практическая потребность, ощущаемая в таких прикладных областях психологии как психодиагностика, психология рекламы и психология искусства, и т.д.

Разумеется, обозначенные необходимые и достаточные условия развития психосемантики цвета не могут “автоматически” привести к ее созданию. Необходимо время для формулировки предмета и определения методической и методологической базы, а также консенсуса многих исследователей в отношении перечисленных позиций. Предлагаемое учебное пособие мы рассматриваем как попытку нащупать такой консенсус.

К ряду нерешенных проблем  в данной области следует отнести сам факт восприятия Цвета человеком как представителем биологического вида: каковы преимущества, создаваемые этим свойством? Являются ли они собственно биологическими или в большей степени сказываются на этапе культурного развития? Один из ключевых вопросов цветосемантики – при признании конечного количества “фокусных” цветов (Berlin, Kay, 1969; Фрумкина, 1984) – состоит в доказательстве существования конечного набора “фокус­ных” контекстов их символической интерпретации: только при условии существования конечного набора контекстов есть надежда создать исчерпывающий “словарь” значения цветов. Альтернатива состоит в исследовании закономерностей межконтекстуальных переходов при неограниченном множестве контекстов.

Вопросы для самопроверки:

1.    Обоснуйте необходимость психосемантики цвета как самостоятельного раздела психологии восприятия.

2.    В чем отличие психосемантики цвета от психологии сенсорных процессов?

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz